Поезд стучал колесами, небольшой десант белорусских оптимизаторов пил пиво в вагоне-ресторане и мирно рассуждал о тенденциях в мире SEO, отпугивая незнакомыми словами непричастных людей, которые слышали обрывки беседы. Через 12 часов все, кажется, изменилось, но суть осталась прежней: оптимизаторов стало несколько сотен (уже в основном российских), они пили не пиво, а в основном кофе, да и происходило это в конференц-зале в центре Москвы, однако по-прежнему специалисты вовсю обсуждали тенденции поисковой оптимизации.
Сразу хочу сказать, что "спаленных тем" не было, кнопку "вывести в топ" тоже никто не продемонстрировал. Но все же многие доклады были достойны внимания.
Началась конференция с выступления Анара Бабаева. Интернет-маркетолог заострил внимание на том, для продвижения аналитика - единственный мощный и при этом бесплатный инструмент, который незаслуженно малопопулярен. Анар продемонстрировал несколько кейсов, когда только благодаря веб-аналитике кампания смогла стать действительно успешной.
Валентин Домбровский, более известный как Psycho, вышел без противогаза и выступил с достаточно общим докладом обзорного типа о роли SEO в интернет-маркетинге. Очевидно, аудитория была не вполне довольна, однако подобрела, закидав Валентина дополнительными вопросами.
Генеральный директор компании "Вебпроекты" Иван Севостьянов рассказывал о практике работы "по лидам" - это схема продвижения, в которой клиент платит не за позиции или трафик, а за конкретные действия, совершаемые посетителями на сайте. Эта схема хоть и достаточно экзотична в наших широтах, вызвала бурное обсуждение и шквал вопросов.
Василий Ткачев (AllInTop) обычно рассказывает публике о внутренней оптимизации, но на этой конференции он сделал доклад о внешних факторах и работе со ссылочной массой. Надо сказать, что доклад был посредственным - лично мне гораздо больше запомнилась ситуация, когда ближе к концу второго дня конференции пьяноватый Ткачев нетвердым шагом бродил по залу синусоидами.
Красавица Марина Хаустова (Click.ru) разбавила ряд мужских докладов, рассказывая об альянсе SEO и PPC, о преимуществах совместного использования этих двух каналов привлечения трафика, о случаях, когда контекстная реклама заведомо выгоднее оптимизации ("неотложные" запросы вроде зубной боли, ограниченное количество товара, "сверхжирные" конкуренты). В этом докладе был упомянут модуль для работы с контекстной рекламой, который сейчас разрабатывается специально для SeoPult. Ждем!
Закончился первый день круглым столом, за которым представители компаний-лидеров Константин Симаков, Александр Митник и Олег Сковородников обсуждали непосредственно перспективы бизнеса, порог входа на рынок, ограничения роста компаний и стагнацию рынка. Олег Сковородников (Vipro.ru) заставил зал аплодировать, заявив, что мечтает о неосуществимом - о картельном сговоре SEO-компаний.
Второй день начинал Алексей Штарев, представивший новую версию программы PagePromoter, которая, кстати, стала бесплатной. Вместе с представлением программы Алексей изложил мнение о том, почему современному SEO-софту придется становиться бесплатным.
Следующим был известный представитель Sape.ru (кстати, а вы знаете, что название "Сапе" надо произносить с ударением на второй слог?) Константин Леонович. Он не только подарил за лучшие вопросы бутылку коньяка и несколько инвайтов в закрытую биржу pr.sape.ru, но и порассуждал о будущем SEO. По его словам, можно предположить, что оптимизаторы будут отходить от тысяч фиговых ссылок к неким "джентельменским наборам" качественных ссылок. Доклад Константина можно разбирать по цитатам: тут и "ссылки - не главное", и "пора отходить от гарантий клиентам", и "для фирм-однодневок существует Директ", и, наконец, "пока будут нефтедоллары - будут и клиенты у SEO-компаний".
Алексей Жуков (известный многим как изобретатель "метода Бурундука") выступил с очень любопытным докладом "Как сэкономить на ссылках". В докладе затрагивались как возможности дешевого/бесплатного получения качественных ссылок, так и важность сверхкачественной внутренней оптимизации, а также приводились более чем убедительные примеры.
Далее выступал представитель "Яндекса" Александр Шубин, который говорил о нестандартных сниппетах и их важности в поисковом продвижении. Аудитория обеспечила Александра таким количеством идей по развитию возможностей управления сниппетами, что реализация даже какой-нибудь жалкой четверти идей сделает многих белых оптимизаторов счастливее. Интересные факты: информация в сниппете уже сейчас может браться из внешних источников, например, DMOZа; нестандартные сниппеты пока не влияют напрямую на ранжирование.
Сергей Людкевич рассказывал доклад быстро, заставляя конспектировать каждое слово. Аналитическая команда "ВебЭффектора" примерно смоделировала принципы современного ранжирования, и Сергей разложил по полочкам 420 факторов, влияющих на ранжирование. Именно тогда прозвучал тезис "тИЦ влияет на ранжирование" - кстати, вполне обоснованный.
Последним докладчиком стал Евгений Трофименко, поделившийся информацией, полученной в ходе постоянного парсинга Яндекс.XML. Заумные формулы и хитрые запросы для многих оказались слишком сложным материалом; а после доклада Евгению был задан предсказуемый вопрос "А как применить все эти знания на практике?". К счастью или сожалению, возможности переколдовки весов слов останутся непонятными для большинства оптимизаторов.
Перед фуршетом оставался только круглый стол, на котором Николай Евдокимов (SeoPult), Сергей Людкевич (WebEffector) и Евгений Пошибалов (Sape) отвечали на вопросы о перспективах ссылочных агрегаторов, о том, какие войны ведут эти роботы и с кем они, собственно, воют. Хотя у круглого стола и был заметен уклон в сторону пиара непосредственно "Сеопульта" (во многом из-за харизмы Евдокимова), обсуждение было достаточно насыщенным.
Я выражаю благодарность организаторам и докладчикам конференции, а также Леше Терехову за приглашение на нее и Саше Гоголеву за фотографии. В следующих постах я постараюсь разобрать наиболее интересные доклады вплотную.