Не будучи москвичом, я не вполне помнил, на каком транспорте можно добраться от метро до отеля "Ирис Конгресс Хотел". Вслед за мной в автобус зашли двое парней, чей внешний вид сильно контрастировал с прочими пассажирами, которые в своей массе достигли предпенсионного возраста. Когда один из них небрежно вынул из кармана айфон и пролистал твиттер по хэштегу #proofseo, последние сомнения развеялись: я ничего не напутал с маршрутом.
Театр, говорят, начинается с вешалки. На ProofSEO 2 с вешалками все было хорошо, но вот для регистрации пришлось отстоять в очереди не менее получаса. Оптимизаторы шутили: позиции в серпе двигаются и то быстрее, чем очередь людей, пытающихся получить заветный бэджик. Впрочем, ожидание как-то не вызывало раздражение - дух грядущей клевой seo-тусовки витал в воздухе.
Сонная аудитория слегка клевала носами, и в качестве тонизирующего нам достался доклад специалиста из буржунета. Сиящий ослепительной улыбкой Марк Мюллер поздоровался по-русски, а после начал рассказывать о SMM в Америке на своем родном языке. Некоторым желающим достались беспроводные наушники, в которых звучали слова переводчицы. Надо сказать, что перевод был как минимум посредственным: например, мне запомнилась трансформация "google engineers" в "seo специалистов". Тем не менее доклад был достаточно интересным даже с этими шероховатостями, а уж публичное признание Марка, что и лидерам западного рынка интернет-маркетинга не чужда покупка ссылок и накрутка "лайков"/ретвитов, и вовсе вызвала raptorous applause.
Следующим был Дамир Халилов из GreenPR. Показательно отбросив микрофон, бывший автор блога seowriter.ru почти убедил аудиторию, что SMM - это не игрушка, а вполне интересный инструмент веб-маркетинга. Например, был назван факт одного из кейсов, что в среднем аудитория из социальных сетей хоть и проводит на сайте на 20% меньше времени, но совершает покупки на 30% чаще. Правда, Дамир признал, что соцсети - это далеко не панацея: было бы глупо продавать листовой металл или нефтяные вышке в "Фейсбуке".
Дмитрий Яресько из ADLabs говорил о переходе от работы по позициям к работе по трафику и перспективах работы по совершенным полезным действиям (PPA). Вместе со следующим докладчиком - Константином Симаковым из Traffic Lab - они по сути задали один из трендов конференции.
Вообще, если вы хотите следовать за модой, знайте, Proof SEO была по сути посвящена трем основным темам: SMM, продвижение по трафику, "вечные" ссылки. Кстати, следовать за модой - глупо, лучше следовать за мной или хотя бы за Тереховым (мы немало понаписалипо хэштегу). Общие выводы довольно очевидны: без вечных ссылок нынче далеко не уедешь, да и причин избегать их становится все меньше; если оптимизатор - не ленивая обезьяна, то трафиковое SEO зачастую намного эффективнее бессмысленной гонки за топом; ну а SMM - инструмент, хоть и сложный, но в будущем он станет необходимым. Дьявол, разумеется, в деталях - не так интересны общие выводы, как информация о том, какие новые типы "вечных" ссылок выйдут на рынке, как Rotapost будет интегрирован в Sape и как крутые пацаны накручивают пресловутые поведенческие факторы.
Еще хотелось бы отдельно отметить доклад Дениса Буко - статистика о различиях продвижения в Байнете и Рунете, а также крайне спорный доклад Алексея Ярина о плюсы и минусах работы в SEO вне штата seo-компании.
Конференция была не только довольно интересной, но и приятной с человеческой точки зрения. Дружелюбные ребята из Ingate/Rookee, толковые коллеги-оптимизаторы, популярные блогеры и как обычно кривляющийся Миха Кузьмин - уже ради такой клевой тусовки стоило оторвать ленивую задницу от дивана и явиться на ProofSEO 2. Мягко покачиваясь в вагоне поезда, я прокручивал в памяти плюсы-минусы конференции и понимал, что пропустившие конференцию ребята - сами себе злобные буратины.
Фотографии с ProofSEO 2 уже можно посмотреть здесь, вспомнить про первую ProofSEO - здесь, а дождаться поста с моими взвешенными впечатлениями можно, подписавшись на Anti SEO.