Давным-давно, в далекой-далекой галактике...



По поводу галактики я пошутил, совсем не в далекой, а даже нашей (кто не в курсе это Млечный путь). Тем не менее в далеком 1996 году после поглощения компании FutureWave и последующей смены названия появилась Macromedia Flash 1.0 в девичестве FutureSplash Animator. Анимационный пакет FutureSplash Animator использовалась такими монстрами как Disney Online (одно из подразделений Disney Interactive), Fox Broadcasting Company и Microsoft. В 2005-м году после поглощения корпорации Macromedia корпорацией Adobe Systems Incorporated за 3.4 миллиарда $ сменилось и название продукта на Adobe Flash. 20 лет — это пропасть для технологии. Вариантов дальнейшего развития только два - или переродиться во что-то более современное и развитое, либо "умереть" …

Попробуем проследить путь развития технологии Flash для вебмастеров, поисковых оптимизаторов и разработчиков. Что, как и кем было сделано для популяризации и почему и как было умерщвлено. (Зачем так много букв и цифр? Чтобы читающему было очевидно, что вся эта затея (я о Flash) — не спор мальчиков из средней школы, а борьба корпораций за многомиллиардный рынок. И решения принимаются не под влиянием момента и настроения, а строго после анализа действий конкурентов.)

Краткая хронология с 1995 по 2015 года охватывает ряд основных событий, так или иначе связанных с Flash.

Октябрь 1995 Первая и безуспешная попытка продать технологию создания анимации представителям Adobe Systems.

10 апреля 1996 Компанией из 6 человек выпущена программа FutureSplash Animator, появление прародителя современного Flash.

Ноябрь 1996 Компания FutureWave Software имеющая инвестиции на полмиллиона $ была куплена корпорацией Macromedia. К сожалению история не сохранила сумму сделки, однако возможно предположить, что это была сумма не более 1 млн $.

17 августа 1998 В дистрибутив Netscape добавлен плагин Macromedia Flash. Стоимость лицензии браузера 50$. В 1998 аудитория браузера доходила до 60% в масштабах всего интернета. В Macromedia описали это процесс следующей фразой "a considerable amount of money".

15 июня 1999 В Macromedia Flash добавлен язык программирования ActionScript 1.0. Теперь Flash не только технология интерактивной анимации, но и интересный инструмент для создания ПО различного назначения.

2000 год Macromedia Flash распространяется с браузерами AOL Browser и Internet Explorer.

2002 год Macromedia Flash установлен у 92% пользователей интернета и сам плагин поставляется со всеми выпусками Windows XP.

15 марта 2002 Macromedia Flash добавлена поддержка потокового видео.

18 марта 2003 Рамблер выпускает пресс-релиз, в котором говорилось о возможности поисковой машины Рамблер индексировать ссылки из Macromedia Flash. Возникает дискуссия о необходимости таких шагов со стороны Рамблера.

29 сентября 2004 Яндекс объявляет о том, что теперь и он умеет индексировать документы в формате Macromedia Flash. Результаты поиска отображают страницы, выполненные по этой технологии с отметкой "(flash)".

14 февраля 2005 Появление видеохостинга YouTube. В основе сервиса использована технология передачи мультимедийных данных Flash.

12 апреля 2005 Исполнительный директор Macromedia — Стивен Элоп в интервью рассказывает о небывалых перспективах Macromedia Flash на рынке мобильных устройств и завершении финансового года компанией Macromedia с доходом в 442 миллиона $.

18 апреля 2005 Объявлено о достижении договоренностей между Adobe Systems и компанией Macromedia о поглощении последней за 3.4 миллиарда $. На этой новости акции Macromedia выросли 9,8% когда как Adobe потеряла 9.7%.

13 сентября 2005 Для улучшения взаимодействие Macromedia Flash контента с поисковыми роботами введена поддержка метатегов title и description.

13 сентября 2005 Выпущена специальная версия Macromedia Flash для мобильны устройств — Macromedia Flash Lite 1.1.

8 августа 2006 Adobe широко отмечают 10 лет создании технологии Flash. Открыт отдельный сайт, снят ролик, рассказывающий о достижениях и развитии технологии за все время существования.

9 октября 2006 Google покупает видео хостинг YouTube, в основе работы которого лежит технология Flash за 1,6 миллиарда $.

25 февраля 2008 Adobe выпускает кроссплатформенную среду Adobe Integrated Runtime. Для внутреннего применения ряд корпораций успешно внедряют и используют приложения, написанные с помощью AIR.

30 июня 2008 Корпорацией Google создан алгоритм, позволяющий индексировать текстовый контент основанный на технологии Flash (баннеров, навигации, страниц и сайтов).

1 мая 2008 Adobe решается на фрагментарное открытие технологии Flash для разработчиков и дизайнеров. Запуск Open Screen проекта, поддерживаемого корпорациями и компаниями: ARM, Chunghwa Telecom, Cisco, Intel, LG Electronics Inc., Marvell, Motorola, Nokia, NTT DoCoMo, Qualcomm, Samsung Electronics Co., Sony Ericsson, Toshiba, Verizon Wireless, BBC, MTV Networks, NBC Universal.
В Adobe предполагают оснастить технологией Flash 1 млрд. цифровых устройств к январю 2009 года. В 2005 консалтинговой компания IDC прогнозировали что по итогам 2008 года во всем мире будет продано 890 миллионов телефонов.

1 июля 2008 Adobe заявляет о предоставлении Google и Yahoo! оптимизированной технологии Flash для улучшения качества поиска. Так же открыто опубликованы SWF-спецификации, описывающие формат файла.

12 июля 2008 В поисковой выдаче Google изменилось отображение сайтов на Flash, теперь в сниппете появилась прямая ссылка на контент в обход анимации.

14 июля 2008 Google снова объявил об улучшении индексирования контента на основе технологий Flash. Добавлена поддержка Flash внедренного с помощью библиотек SWFObject, SWFObject2.

18 марта 2009 Adobe открывает SEO Technology Center. Основная цель проекта дать вебмастерам актуальную информацию о продвижении в поисковых системах сайтов, реализованных на технологии Flash.

29 марта 2010 Возможное углубления сотрудничества Google и Adobe в области интегрирования технологий Flash в программные продукты Google.

29 Апреля 2010 Исполнительный директор Apple — Стив Джобс публикует открытое письмо "Thoughts on Flash". В котором тезисно излагается, почему технологии Flash не будет на гаджетах производства Apple.

4 мая 2010 На выставке Web 2.0 Expo в Сан-Франциско Adobe показывает работоспособность Flash на планшете в основе которого лежит процессор Tegra 2. Устройство управляется операционной системой Android 2.2

5 мая 2010 Исполнительный директор Adobe — Шэнтэну Нэрэйен в интервью Wall Street Journal назвал все обвинения со стороны Apple беспочвенными.

8 марта 2010 YouTube запустил экспериментальную версию плеера YouTube HTML5. Доступную для использования браузерами, имеющими кодек h.264.

9 апреля 2010 Apple вводит запрет на сторонние программные платформы для разработки приложений для iOS.

12 апреля 2010 Adobe обновляет программный пакет Creative Suite 5. Новый инструмент пакета позволяет портировать Flash-приложения в нативный код для устройств Apple.

10 сентября 2010 Apple снова изменяет условия лицензионного соглашения в отдельных пунктах, что делает возможным разработчикам, работающим с Flash загружать в iTunes приложения для iOS.

7 сентября 2011 Adobe выпускает приложение Carousel и новый мобильный сервис хранения фотографий. Синхронизация контента возможна на iPhone, IPAD и Mac.

9 ноября 2011 Adobe объявила о том, что мобильная версия Flash 11.1 будет последней в линейке и дальнейшие разработку будут касаться только критических уязвимостей. В Adobe предполагают сосредоточиться на HTML5 для мобильных устройств.

25 апреля 2012 Рекламная сеть Яндекса начала тестирование нового рекламного блока для Flash-приложений в соц. сетях и игр, и реализованных на Flash сайтов.

11 сентября 2012 Основатель Facebook — Марк Цукерберг на конференции TechCrunch в Сан-Франциско заявляет, что выбор HTML5 и отказ от прежних форматов явилось самой большой ошибкой для компании.

29 октября 2014 Поисковая система Google начала показывать предупреждения пользователям мобильных устройств о сайтах, которые сделаны в Flash.

27 января 2015 YouTube начал использовать для воспроизведения видео плеер на HTML5.

25 февраля 2015 AdWords представил рекламодателям инструмент преобразования Flash в HTML5 для увеличения охвата рекламной аудитории.

21 мая 2015 YouTube объявил о начале поддержки трансляций с частотой в режиме 60 fps. Для просмотра трансляции необходимо использовать плеер YouTube HTML5.

13 июля 2015 Алеx Стамос — директор по кибер безопасности Facebook призвал Adobe назначить конкретную дату, когда технологии Flash перестанут поддерживаться окончательно и бесповоротно.

27 августа 2015 Яндекс вводит поддержку баннеров на HTML5 для избежание потерь, связанных с внедрением в некоторые браузеры автоматической остановкой роликов, созданных по технологии Flash.

30 ноября 2015 Новая версия Flash Professional CC будет иметь название Animate CC, кроме того Adode планируют выпуск стационарной и мобильной версии плеера HTML5.

18 декабря 2015 Facebook начал по умолчанию использовать HTML5-плеера для показа видеороликов, загруженных на сервис.

Всем должно быть понятно, что без технологии анимации Flash мы бы не получили YouTube, Магазинчик БО, Happy Tree Friends, Smoke kills и еще много всякого-разного. Все же вопли, по-другому то и не скажешь, специалистов по кибербезопасности должны быть рассмотрены только через призму распространенности Flash Player на компьютерах пользователей! По заявлению корпорации Adobe это цифра вплотную подходит к 98%. Трудно сравнить с чем-то такую плотность применения продукции.

Начиная писать текст я думал о закате целой эры Flash, о злобных корпоративных монстрах, уничтоживших прекрасную технологию. Однако на выходе, после прочтения тонны новостей и дурных комментариев от "знатоков" и прочих диванных аналитиков, пришло осознание: Народ в общей массе не разделяет понятия Flash на составляющие. Для большинства Flash заканчивается на плагине к браузерам Adobe Flash Player. Хотя в линейке Adobe существуют средства разработки такие как: Animate CC (Flash Professional) и Adobe Flash Builder (Adobe Flex Builder) о которых имеют понятия, только работающие с приложениями разработчики.

Видимо первое и единственные подлинное заявление о окончательной завершении поддержки Flash, в Adobe Systems Incorporated произнесут в течении ближайших 5 лет. Хотя, по моему мнению, было бы красиво завершить эпоху Flash в ноябре 2016 приурочив закрытие к 20-ти летию технологии. Но будем реалистами, пока последний видеохостинг не перешел на любую другую технологию трансляции и хранения видео — поддержка Flash Player не прекратиться. Пока игровой контент возможно распространять через социальные сети используя продукцию Adobe история Flash не завершиться. Также пока живы, здоровы и востребованы среда AIR и инструментарий Animate CC, пока в Adobе не разработали или не выкупили интересную, а главное новую и перспективную идею — говорить о смерти, забвении коммерчески успешного и популярного продукта глупо. В Adobe уверенно говорят, что единственное средство для передачи премиального видео и игрового контента —Flash.

З.ы. Но, с точки зрения поисковой оптимизации и продвижения сайтов, отдельные элементы и группы элементов, выполненные на Flash — скорее вредны! Как бы не был красив, удобен и интерактивен Flash, если вы не заняты продвижением сайта с уникальнейшим и востребованным контентом, откажитесь от него пока не поздно (хотя на самом деле, подобных проектов уже и в помине нет. Или подобные динозавры еще остались?). Потому что несмотря на все попытки поисковых систем качественно индексировать контент проблемы с динамическим Flash не решены до сих пор. Да и судя по всему никто и не будет их решать. Золотые времена дизайнерский решений Flash анимации в web закончились.

Посвящается FutureWave Software, а именно Джонатану Гею, Чарли Джексону, Мишель Уэлш, Роберту Татсуми, Адаму Грофчизику, Ральфу Миттману. Ребята, если Вы и не изменили мир, то безусловно сделали его красивей.