Добрый день, коллеги!
Данная статья написана в рамках конкурса "Статейный конкурс с бюджетом $ 2 500".
Выбранная тема: "Веб аналитика сайтов, установка целей, отслеживание пути посетителя по сайту"
Плотно оптимизацией своих проектов я занялся относительно недавно, около полугода назад. Поэтому похвастаться мощными кейсами с гигантской посещаемостью пока не могу. Тем не менее, у меня достаточно большой и разнообразный опыт в веб-разработке, поэтому свой рассказ буду вести больше с технической точки зрения. Другими словами, я постараюсь показать, как данные собранной аналитики конвертируются в конкретные технические задания для программистов. Думаю, это будет интересно, так как, в конечном счете, многие seo-шные задачи должны выполняться на уровне программирования.
Итак, наш подопытный "кролик" - букинистический проект "МоиКниги". Данные собираем с помощью Яндекс.Метрики.
1. форма заказа.
Первоочередная цель - довести посетителя до заказа той или иной книги. Здесь для примера мы рассмотрим только последний шаг этой цепочки - заполнение формы заказа. Нетрудно рассудить, что если человек попал на эту страницу - значит,
он уже проявил интерес, и теперь нам надо увеличивать конверсию таких заинтересованных в реально заказавших. Как помогает метрика?
Во-первых, конечно же, зададим цель, которая делает выборку данных пользователей. Далее идем в вебвизор и начинаем "медитировать" - смотреть, кто как и что заполнял, куда кликал и так далее.
Здесь у нас обнаружился интересный момент: посетитель заполняет форму, что-то вводит некорректно, ему выдает ошибку, он снова заполняет, снова ошибка, ему надоедает - он уходит. Итог: покупатель потерян. Такие случаи, хоть и редко, но случаются. Например, это люди старшего поколения. Или просто в данный момент были технические нестыковки на сайте.
Конвертируем проблему в техзадание: запоминаем любые данные из формы, даже частичные. Если человек не довел заказ до конца, но мы "отловили" хотя бы его e-mail - я высылаю ему письмо, где спрашиваю, можно ли чем-то помочь, были ли трудности и т.д. В итоге получаем не только благодарного собеседника, но и, возможно, сообщение о возможных проблемах на вашем сайте.
На мой взгляд, такой "подхват" потенциальных заказчиков крайне актуален для сайтов со сложными формами (более 5 полей, несколько шагов, различные подтверждения и т.д.) - так что желающие могут взять эту идею на заметку.
2. всеобщая мобилизация.
Под "мобилизацией" я понимаю здесь повальное использование всевозможных смартфонов, планшетов, нетбуков и прочих устройств с выходом в сеть. В метрике вся эта информация собирается в разделе "Технологии". Если точнее, давайте заглянем в подраздел "разрешения дисплеев":
Сразу обращает на себя внимание строчка "мобильные", у которой довольно плохие показатели: отказы - 60%, глубина просмотра - 1.6 (для сравнения пользователи с обычного компьютера: отказы - 40%, глубина - 2.3). Конечно, сейчас доля таких "мобильных" посетителей не так уж и велика - около 5%, но, очевидно, она будет расти и дальше. В итоге, у нас очередное проблемное место: из-за недружественного интерфейса мы теряем потенциальных покупателей. Вариантов решения я знаю два: либо адаптивная верстка, которая умеет подстраиваться по разную ширину экрана, либо две версии сайта - десктопная и мобильная (мне больше нравится второй вариант). Фронт работы здесь большой, планируем заняться в следующем году.
Выводы: проверяйте, как выглядят ваши сайты на разных экранах. Если вы планируете новый проект - лучше убедиться, что выбранная CMS-ка поддерживает разные варианты отображения. Или, на худой конец, сразу заложить такие возможности на будущее. Чтобы потом не было мучительно больно всё переделывать, как у нас.
3. форма поиска.
Еще один подраздел Метрики, который мне всегда нравился - карта кликов (в разделе "Поведение"). В нем строится "тепловая" карта, куда люди кликают больше всего. Возьмем для примера нашу главную страницу:
Первое, что бросается в глаза - активное использование поисковой строки (ну, и еще почему-то людям нравится листать случайные книги - не знаю почему... ). До недавнего времени полнотекстовый поиск был реализован весьма посредственно и находил только самые прямолинейные запросы. В итоге - всё те же потери потенциальных покупателей (через этот раздел проходит около 6% всех посетителей - приличное значение). Как обычно: видим проблему - формулируем задание. В данном случае после кропотливой работы удалось перевести поиск на движок sphinx. Конечно, до настоящих поисковиков мы не дотягиваем, но хотя бы приблизились к естественным запросам, а это уже хорошо. Sphinx мы поставили буквально неделю назад, так что сейчас я буду смотреть, насколько стало лучше. Ну и, разумеется, не забыли настроить цель в метрике, чтобы потом анализировать через вебвизор, как люди ведут себя на этой странице.
Вывод по данному пункту: на мой взгляд, при планировании технической работы лучше "бить" в ключевые точки, т.е. дорабатывать самые перспективные направления в первую очередь. Мощный функционал - и люди будут вас любить даже без рюшечек и с неровными отступами. Как определить? Может подсказать здравый смысл, а лучше заглянуть в метрике в подраздел "содержание - популярное".
Кстати, написанное выше справедливо и для карты ссылок.
4. источники трафика.
Конечно, нельзя обойти вниманием анализ того, откуда к нам идут люди. В метрике все это сведено в раздел "Источники". Заглянем в подраздел "сайты" - здесь собраны переходы с внешних сайтов, не относящихся к поисковикам, социальным сетям и рекламе.
Наш безусловный лидер - почтовик мейл.ру с фантастическими показателями: 8% отказов, глубиной просмотра 7.8 и временем на сайте 12 минут (!!). Как так получилось? Раскрываю секрет.
Примерно год назад система запросов книг была устроена просто: продавцу приходит письмо, где обратным письмом стоит e-mail покупателя. Это работало, но были и жалобы вида "а почему он мне не отвечает?", "а мое сообщение вообще дошло?" и тому подобное. В итоге было решено перенести всю переписку на сам сайт, в результате и покупатель, и продавец теперь видят всю историю сообщений, плюс кто когда заходил на страницу. Поставили задачу, программисты стали трудиться. Пришлось конвертировать всю старую переписку, полностью менять интерфейс личных сообщений, но в итоге получилось довольно удобно. А военная хитрость заключается в том, что мы таким способом банально прокачиваем посещаемость сайта, причем посетителями с отличными поведенческими факторами (показатели я написал выше). Возможно, какую-то разновидность такого трюка вы сможете реализовать и на своем проекте.
Рискну даже предположить, что эта доработка помогла поднять посещаемость из яндекса:
Хотя, конечно, 100%-ной гарантии нет, так как изменения на сайте идут постоянно. Но по времени совпадает. А вот гугл нас пока не любит.
5. и многое-многое другое...
Здесь я, пожалуй, остановлюсь, так как многие другие разделы метрики конкретно для этого сайта еще остаются terra incognita. Это, в частности:
- переходы с социальных сетей (очень важное направление, с интересом читаю мануалы, которые публикуют на этом форуме)
- рекламные сети (тот же директ)
- utm-метки (особенно если на сайте есть рассылки - отслеживать их эффективность)
- звонки (для тех проектов, где подобное практикуется)
Если же сделать резюме, то многое, в основном, сводится к анализу связки "источник трафика-отказы-глубина просмотра-время на сайте". Если показатели плохие - самое время думать над проблемой и формулировать очередное техзадание для программистов. Ну и будет совсем хорошо, если эти правки прийдутся по душе вашим посетителям, а не просто лишь бы нагнать народу и сорвать побольше денег.
Спасибо за внимание!
Admitad.com - агрегатор партнерских программ с оплатой за действие. Обсудить на форуме
Wizard.Sape - автоматическое продвижение сайтов. Обсудить на форуме
[Конкурсная статья] Оптимизация сайта с использованием Яндекс.Метрики
(Ответов: 11, Просмотров: 2800)
- 13.12.2013 22:33
Спасибо сказали:
Ailton(22.12.2013), ArhStrAngeR(14.12.2013), forekko(10.03.2014), genesis33(10.03.2014), izograf(14.12.2013), klassman(14.12.2013), Megasonic(22.12.2013), neudachamnet(22.12.2013), NightHawk(16.12.2013), Odhost(14.12.2013), StelS(16.12.2013), STRIJ(14.12.2013), Vadyxa(14.12.2013), zhurik(05.03.2014), Вадим(14.12.2013), Гендальф Серый(14.12.2013), Павел Joofaq(13.12.2013), - 14.12.2013 12:23
Статья действительно интересная, но, как говорится, Америку вы не открыли и на форуме можно найти еще несколько подобных тем с использованием Яндекс.Метрики для оптимизации сайтов. По сути, она и сделана для анализа сайта и его последующей доработки на основе этого самого анализа.
От себя к статье могу добавить следующее:
Используя сервисы метрики можно повысить конверсию сайта, а также качество ПФ путем проведения такой операции, как A/B тестирование. Многие web-мастера и новички упускают этот немаловажный пункт оптимизации из вида, хотя, именно с его помощью можно добиться значительных результатов в оптимизации сайта и повышении его юзабилити.
P.S. статью плюсую, но тема раскрыта не до конца, есть еще масса различных материалов, которые стоило бы описать.Спасибо сказали:
druzhkov(14.12.2013), - 14.12.2013 18:11
klassman, спасибо за мнение. Я сразу предупредил, что опыта еще не сильно много. Первая статья, как-никак. Постарался описать именно то, с чем сами столкнулись.
A/B тестирование - да, в курсе, тоже в планах есть. Любопытно, что из тех клиентов, кого постоянно обслуживаем, только один упомянул про него, но почему-то и там не стали внедрять.Спасибо сказали:
klassman(14.12.2013), - 14.12.2013 18:46
- 14.12.2013 20:58
- 14.12.2013 21:59
Автоматические уведомления ходят, но проблему не решают. То покупатели жалуются - "где продавец??", то, наоборот, продавцы - "вот, заказал, ну и где он??". В итоге и сделали, чтобы все общались на самом сайте - пускай сами между собой разбираются. Обе стороны видят, кто когда читал сообщения, и читал ли вообще. Ну а мы так, вмешиваемся только в особо сложные ситуации.
- 22.12.2013 02:44отличная идея! а мы че-то недоперли до нее...В итоге было решено перенести всю переписку на сам сайт, в результате и покупатель, и продавец теперь видят всю историю сообщений, плюс кто когда заходил на страницу.
- 05.03.2014 20:08
подскажите пожалуйста по настройке целей - а именно, есть форма и нужно настроить цель на отправку формы, а не на нажатие кнопки (форма отправляется только при заполнении всех полей), сделал все как надо, но почему-то все равно цель срабатывает при нажатии кнопки в случае если даже не все поля заполнены и форма не была отправлена!
нашел на одном сайте такой код для формы:Код HTML:но у меня стоит метод POST - может в этом проблема?<form action="" method="get" onsubmit="yaCounterXXXXXX.reachGoal('TARGET_NAME'); return true;">...</form>
- 06.03.2014 11:29
kombayn, у вас, наверное, есть некоторый яваскрипт, который последовательно проверяет заполненность всех полей. Стандартно он в самом конце возвращает return true (т.е. всё нормально, можно отправлять данные). Как раз перед этой строчкой и надо поставить срабатывание цели.
- 08.03.2014 13:30
druzhkov, не разбираюсь в скриптах, делал все методом тыка и через статьи на сайтах. Нашел только подключаемый в header скрипт jquery.validate.min.js.
Тэги топика:
- использование,
- кнопка,
- конкурсный,
- метрика,
- нажатие,
- оптимизация,
- отправка,
- сайт,
- скрипт,
- статья,
- форма,
- цель,
- яндекс
Похожие темы
Темы | Раздел | Ответов | Последний пост |
---|---|---|---|
Продвижение сайта по регионам под Яндекс [Конкурсная статья] | Другое | 18 | 07.10.2014 15:47 |
[Конкурсная статья] Оптимизация интернет магазинов | Оптимизация, SEO | 80 | 27.01.2014 02:12 |
Конкурсная статья - SEO аудит и оптимизация сайта | Оптимизация, SEO | 23 | 07.02.2013 20:50 |
SEO оптимизация форумов. Конкурсная статья | Оптимизация, SEO | 25 | 17.08.2012 14:09 |
SEO оптимизация флеш сайтов - Конкурсная статья | Оптимизация, SEO | 7 | 29.06.2011 01:44 |