На эмоциях это был ответ на статью про ожидания SEO-специалистов. Очень много хотелось сказать. Что маркетинг – это ресторан, где все работают для клиента. Что наша общая задача – вкусное блюдо. Что SEO-специалист – не клиент копирайтера. Клиент – бизнесмен.
Не знаю, что там будет дальше, но вот уже на этом месте каша-малаша:"...соглашается с самодурством заказчика ради нового гонорара? Получите плохой текст..."
Однозначно, текст будет дрянь. По вине клиента. А что могу сделать я? Да ничего! Приведу пример, из личного, вот прям как раз сейчас бодаюсь. Две недели назад взял проект. Две недели бьюсь об стену, заказчик - крупный (реально крупный) завод из одного города федерального назначения (у вас две попытки). Написал им тексты для всего - сайт, КП, буклеты, брошюры и так далее. Снарядил их по полной.
Принимающая сторона - какая-то бараниха (сравнение с Островским, кто в теме, тот поймет). Ну тупаааая. Я задолбался ей объяснять, что нельзя так писать, как хочет она. Что это неграмотно, неверно, безлико, безыдейно, безвкусно, безалаберно, примитивно, тупо, бестолково, звиздец и еще куча эпитетов.
На каждый мой комментарий она находит кучу идиотских отмазок. К терминам придирается, так как не понимает вообще. К производственным процессам она не имеет никакого отношения. Она там, похоже, случайный прохожий. Экономических терминов не понимает, а поэтому пытается их исправить, заменить на неуместную лексику. И так далее. Лить могу до бесконечности.
И вот вопрос, как мне убедить эту бестолочь, что она таковая? Да никак. Виновата она. А не райтер.
Две недели я бьюсь, а сегодня подумал, а на фига оно мне надо? Ну напишу так, как хочет ответственная за прием текстов барышня. Да пускай они пользуют это фуфло. Я получу деньги, буду счастлив, сэкономлю нервы. Да, я не выложу эти тексты в портфолио, ну и черт с ним.
К чему я это все? Нельзя округлять. Ситуации бывают разные. Не все заказчики идеальные. Очень многие считают себя "гурамами". И плевать они хотели на твои доводы, им маркетинг - не бог. Они сами с Олимпа. Вот.
Дальше простыню читать по ссылке не буду, она мне не по нраву.
Качественный VPS | - за 3700 рублей в год || 2 Гб || 2000 МГц || 50 Гб || и не только
M_W, поддерживаю полностью. Иногда убедить клиента в том, что он ничего не понимает в копирайтинге, невозможно. Но я уже давно определил для себя правило - общаться с клиентом только напрямую, без посредников-менеджеров, иначе этот испорченный телефон угробит твою нервную систему.
Статья интересная конечно, но комментарий M_W ближе к реальности. И проблема здесь в том, что заказчик (та д**а не видит в Вас эксперта и страдает синдромом "маленького человека"). Ну вот хочется ей такой текст. Ей всё равно, она наёмный работник и должна показать свою значимость. Однако если она принимает решения, то пусть будет так, как она хочет, но:
M_W,
1. Скажите, что в таком случае, Вы не даёте гарантий на текст; 2. Копирайтер-специалист здесь Вы и её мнение - это мнение одного человека; 3. Найдите сильные аргументы в пользу своего материала.
Если заказчик не ценит Ваш труд, не видит в Вас эксперта, то зачем он нужен и почему доверил Вам работу?
Не все заказчики идеальные. Очень многие считают себя "гурамами". И плевать они хотели на твои доводы, им маркетинг - не бог. Они сами с Олимпа.
Верно. Поэтому, исчерпывающее ТЗ - с прописыванием моментов ответственности при безусловной руководящей роли заказчика, очень помогает. То есть - однозначная фиксация и документирование момента ломания через колено и настаивания на своем заказчиком.
Как правило, оптимально наличие этапа предварительного обсуждения и расстановки некоторых ключевых направлений/положений будущей реализации с заказчиком/представителем. Если уж совсем не получается найти компромисс, то тогда см. выше. Или отказ от работы - если репутационные риски выше представляются.
В общем-то, при больших объемах/стоимости некоторое прототипирование и согласование полезно не только при разработке сайта.
PS Вечная проблема по всем аспектам - "и чтоб зелененький слоник обязательно был на желтом фоне". Не очень клмфортно. С другой стороны - не заплатят вам, найдут другого. Так что - "любой каприз за ваши деньги" - только подпишите, пожалуйста, что под вашу ответственность и вы именно этого и хотите.