• Роман Клевцов: о Блогуне с Оптимизмом

    lis-enka Опубликовано 15.08.2011 19:38
    Владелец сервиса «Блогун» Роман Клевцов ― о том, как блогосфера Рунета избежала анархии, об ошибках сплоггеров и истинном предназначении сервиса «Блогун»

    Роман, привет. Расскажи, с чего началась твоя работа в Интернете, потом в SEO, и на данный момент в «Блогуне» и «Оптимизме»?

    Тогда, 10 лет назад, все начиналось с консалтинга. Люди стали делать сайты и им нужна была наша помощь. Самое малое, что мы могли сделать, - поставить счетчик, привести сайт в порядок, обеспечить какую-то минимальную техподдержку. Постепенно рынок развивался, а мы следовали за ним. Ну и всегда старались привлекать клиентов, используя при этом все доступные возможности.



    Какие интересные нашим читателям данные о тебе нельзя найти в Facebook, в Google, Контакте, Блогуне, Оптимизме?

    А с какой целью интересуетесь? :) Пожалуй то, что я очень люблю путешествовать по миру, побывал более чем в 20 странах. Люблю открывать новое, наслаждаться контрастом разных культур и народов. Кроме того, люблю спорт – занимаюсь сноубордингом.

    Давай начнем с компании «Оптимизм» - с чего все начиналось и что из себя компания представляет сейчас?

    Все началось давно, больше 10 лет назад. Рынок только начинал развиваться, конкуренция была минимальной. Начинали с малого ― собралась небольшая команда людей, объединенных желанием делать одно общее дело, эдаких «борцов за идею». Деньги были на втором плане. Этот боевой дух силён до сих пор: за все годы мы неизменно были в лидерах рынка. Через нас прошло немалое количество клиентов, штат сотрудников постоянно растёт. Самое большое внимание уделяется технологиям, развитию отдела продвижения, методологии и автоматизации всех процессов. Никогда ничего не делаем «на коленке». Сегодня у группы компаний «Элемент», в которую входит «Оптимизм» (а также проект «Блогун», арт-бюро «Creators» и агентство Greenpr.ru), ― свыше 600 клиентов. За все время работы мы оптимизировали больше 1000 сайтов только под Яндекс, не считая другие поисковики.

    Каких клиентов в данный момент вы стараетесь не брать?

    Главные правила для нас ― законность работы клиента и соответствие его деятельности общепринятым нормам морали. Если проект отвечает этим двум условиям, мы с удовольствием берёмся за проект. Наши специалисты выполняют аудит каждого сайта, принимаемого в работу, чтобы понять, можно ли его продвигать сразу, либо стоит начать работу «с нуля». Мы стараемся избегать проектов, по которым не можем заранее гарантировать результат.

    За каких клиентов, наоборот, приходится бороться?

    Бороться приходится за «раскрученные» бренды и крупные компании. Приблизительно 40-50% наших клиентов ― представители среднего и крупного бизнеса. Таким, как они, выгоднее всего продвигать сайты через грамотный и интересный контент, который «нравится» поисковым системам.

    Существует такое понятие как «передача ссылочной массы». Если клиент уходит к другим оптимизаторам, передаете ли вы всю арендованную ссылочную массу новому исполнителю, или выходите из ситуации как-то по другому?

    Здесь главный критерий ― наши отношения с клиентом. Безусловно, это возможно. Хотя споров в подобных случаях обычно не возникает: мы стараемся составлять договоры так, чтобы предусмотреть выход из любой ситуации ― устраивающий и нас, и клиента.

    Кроме того, наша главная задача ― не продать клиенту побольше арендованных ссылок, а использовать для продвижения «живые» материалы и публикации с постоянными ссылками. Для нас характерна плотная работа с PR-службой клиента.


    Перейдем к проекту «Блогун». Когда родилась идея сервиса и вышел первый релиз?

    День рождения «Блогуна» ― 27 июля 2007 года. Идея появилась приблизительно в 2003 году, когда появились первые слухи о появлении технологии rss. Сначала «Блогун» был пробным проектом ― он позволял минимально автоматизировать процесс взаимодействия блогеров и рекламодателей, но не мог обслужить всех нуждавшихся пользователей, маркетологов и оптимизаторов. После того, как был настроен функционал, прошла активная PR-кампания и сервис заработал на полную мощность. Сейчас команда программистов регулярно делает апдейты ― улучшает «Блогун» с учётом пользовательских потребностей и просьб.

    Очень многие ошибаются, обвиняя «Блогун» в распространении платных постов в блогах. Платные публикации ― следствие стремительного роста блогосферы, а не результат злых козней небольшой фирмы. Я вижу задачу «Блогуна» в том, чтобы направить развитие этого рынка по правильному пути, где не будет нарушений пользовательской этики и действующего законодательства. Если бы не «Блогун» с его стратегией повышения культуры блоггинга ― рынок рекламы в блогосфере Рунета пребывал бы в полной анархии.


    Как легко было тогда и насколько тяжело теперь стать и оставаться исторически первым на данном рынке?

    Тяжело было всегда. Мы открыли этот рынок первыми и работать было непросто, хотя конкуренция на тот момент отсутствовала. Сейчас похожих сервисов много, но «Блогун» продолжает оставаться лидером и первопроходцем рынка. У нас огромный опыт работы и четкое понимание вектора дальнейшего движения. Ориентируясь на западное законодательство, можно легко предсказать динамику развития блогосферы Рунета на несколько лет вперёд.

    Привлекались ли инвесторы для разработки сервиса?

    Нет, инвесторы никогда не привлекались. Все делалось на энтузиазме и личной заинтересованности участников проекта.

    Когда сервис «Блогун» только начинал работу, попасть в него можно было только после публикации отзыва. Что сейчас нужно для регистрации в системе и как это связано с текущей конъюнктурой рынка?

    Поскольку рынок платной рекламы в блогах Рунета практически не регулируется действующим законодательством, мы, как было сказано выше, самостоятельно взяли на себя работу по контролю за соблюдением пользователями деловой и поведенческой этики. Ещё в 2008 году были составлены правила работы системы, исполнение которых постоянно контролируется службой поддержки. И хотя зарегистрироваться на сервисе может фактически любой блогер, допуск к работе предоставляется только тем, чей блог соответствует достаточно жёстким критериям ― они есть в свободном доступе, каждый может с ними ознакомиться. Мы не связываем правила и функционал с текущей конъюнктурой рынка: мы делаем этот функционал, и рынок идет за нами.

    Существуют ли такие сервисы, которые Вы можете назвать своими конкурентами?

    Конечно, конкуренты есть. За время работы их было очень много, мы сбились со счета :) Но реально выжила и функционирует меньшая их часть ― приблизительно одна из десяти компаний. А что касается нашего злейшего конкурента ― это, пожалуй, Google :)

    Как в первый год работы сервиса вы привлекали рекламодателей? Как убеждали их тратить деньги именно через ваш сервис?

    С одной стороны, мы организовали партнерскую программу, а с другой ― не забывали о PR-активности (например, выступали на публичных мероприятиях, поощряли отзывы популярных блогеров). Помогало то, что изначальным условием попадания в систему была публикация о Блогуне. Проект продвигал сам себя. Мы проводили акции и конкурсы ― например, «Самая красивая блогерша Рунета». Ещё тогда мы взяли на себя ответственность выступать неким гарантом взаимодействия блогеров и рекламодателей, своеобразным «арбитром блогосферы». Такая изначальная социальная ориентированность принесла свои плоды: сейчас нам доверяют и ориентируются на наше мнение.

    Как вы привлекаете рекламодателей сейчас? Насколько изменилась методика? Стало ли в принципе меньше новых «неокученных» рекламодателей?

    Методы привлечения особо не изменились ― продолжаем работать с внешней и внутренней аудиторией, вводим новые функции. Особой популярностью пользуется услуга «Персональный менеджер» ― когда рекламодателю вообще не нужно прилагать никаких усилий по продвижению. Рынок растет, появляются другие сервисы, поэтому борьба за клиентов идет постоянно.

    Есть ли возможность привести какие-нибудь статистические данные за 2010 год по сервису «Блогун» в целом?

    Средние затраты одного активного рекламодателя за месяц 2010 года: 12147.59 руб.
    Средняя продолжительность кампании 38 дней.
    Более 50 тыс. кампаний за год.
    70% рекламодателей провели больше одной кампании
    Количество РК выросло на 15%, бюджеты на 30%

    Используете ли вы «Блогун» как сервис автоматизации линкбилдинга для клиентов компании «Оптимизм»?

    Конечно, используем ― наряду с биржами ссылок. Нет необходимости концентрировать основное внимание на «Блогуне»: мы диверсифицируем ссылочную массу, используя в работе и «вечные», и арендованные ссылки. В итоговом объеме рекламного бюджета «Блогун» используется на 20-30%.

    Если говорить о ссылках в автономных блогах, на доменах второго уровня и ссылках на сайтах, размещенных автоматически через биржи с помесячной оплатой, ― какие ссылки лично Вы рекомендуете клиентам компании «Оптимизм»?

    Отдаю предпочтение ссылкам, которые размещаются исключительно на трастовых, зарекомендовавших себя сайтах. Мы не покупаем «шелуху». Используя внутренние системы проверки ссылок, мы отсеиваем все «некачественные» сайты, покупая ссылки только на проверенных площадках.

    Какой тип ссылок вы используете для продвижения своих внутренних проектов?

    На собственных проектах мы обычно проводим инновационные эксперименты. Самые эффективные алгоритмы затем применяем к клиентам.

    Как вы считаете, в каком виде наиболее эффективен будет линкилдинг через 3 года, причем как применительно к Яндексу, так и к Google?

    Cейчас аренда ссылок уходит в прошлое ― все начинают понимать пользу новостей и публикаций на тематических порталах. Думаю, года за три это осознают все рекламодатели, и бюджеты повернутся в сторону PR-служб. Нынешнее SEO ― это технический PR. Могу порадовать аудиторию Webmasters: недалеко то время, когда мы выпустим сервис, позволяющий каждому клиенту организовать удаленный PR-отдел.

    Серьезные бренды практически никогда не прибегали к использованию купленных ссылок. Их рекламные службы профессионально и грамотно делают свою работу: упоминания торговой марки появляются как традиционных в СМИ, так и в блогосфере, в аккаунтах социальных сетей. К этому в конце концов должны прийти все компании.

    Насколько эффективны для продвижения коммерческих проектов ссылки с блогов LiveJournal (на коммерческих аккаунтах со ссылками без «nofollow») и можно ли продвигаться только с их помощью, используя внешние ссылки только как вспомогательный инструмент?

    Подобное продвижение может подойти либо для низкочастотных запросов, либо для мгновенной индексации Яндексом тех или иных страниц сайта. Своим клиентам мы рекомендуем задействовать все крупнейшие блогохостинги и социальные медиа. Кстати, в «Блогуне» скоро появится полноценный функционал для работы с социальными сетями.

    Что бы Вы хотели пожелать блогерам, сплогерам, оптимизаторам и вебмастерам?

    Если всем сразу ― будьте усерднее, и победа останется за вами. Судьба любит упрямых. Идите к своей мечте и не ленитесь учиться. Это обязательно поможет.

    А если в отдельности…

    Блогерам рекомендую развивать свои блоги, увлечённо писать и выкладывать интересный контент, быть в тренде, следить за новостями блогосферы и динамикой развития IT в целом, общаться со своей целевой аудиторией, не распыляясь.

    Сплогерам советую читать книжки. Сплогерство ― это не только недальновидно, но и в итоге, как убедились очень многие, ― убыточно. Думайте о будущем, о своём развитии, потому что сплогерство – это тупик. Перед тем, как что-либо делать, представьте, каким будет ваш бизнес через 10 лет. Подумайте о том, сможете ли применять в работе те же приёмы.

    Главная сегодняшняя проблема оптимизаторов и веб-мастеров ― невысокий уровень ответственности перед клиентом. Говорят одно, а делают другое ― или вообще ничего не делают. Рекомендую им соблюдать базовые правила работы с клиентами, принятые в цивилизованном бизнесе. Повышайте свою компетенцию: становитесь не оптимизаторами, а профессиональными интернет-маркетологами. Прошло то время, когда оптимизаторы зарабатывали деньги на клиентском незнании. Сейчас для успеха нужно постоянное самообразование и профессиональное развитие.
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для Russkii1
      > "но все равно Блогун продолжает оставаться лидером...на этом рынке"

      Надо уже смотреть правде в глаза...
      Пояснения здесь http://webmasters.ru/interviews/inte...-1174#comments
      Russkii1 -
    1. Аватар для lenin1122
      Цитата Сообщение от Russkii1 Посмотреть сообщение
      Надо уже смотреть правде в глаза...
      Пояснения здесь http://webmasters.ru/interviews/inte...-1174#comments
      Второй раз на одни и те же грабли наступают ребята.
      Блогун - ну не перетянуть вам таким методом к себе больше людей. Вы только себе хуже делаете, когда в интервью пытаетесь пропиарится. Читать то не так интересно становится...
      lenin1122 -
    Войдите или зарегистрируйтесь, если Вы хотите оценить или прокомментировать статью

У кого попросить инвайт?

Вы можете попросить инвайт у любого модератора:

Последние комментарии